"Самогонщики" Три мелких жулика и собака

Бывалый, Трус и Балбес

Карьера Гайдая началась неудачно. Сатирическая комедия "Жених с того света" провалилась; серьезный "идеологически правильный" фильм, "Трижды воскресший" - тоже. Разочарованный молодой режиссер уехал на родину, в Глазково, что под Иркутском.

От скуки перебирая кипы старых журналов и газет на чердаке родительского дома, Леонид наткнулся на стихотворный фельетон "Пес Барбос", повествующий о том, как совестливая собака помешала браконьерам глушить рыбу. Режиссерское воображение сразу подсказало, как можно обыграть этот сюжет.

Гайдай опасался, что ему вообще больше не доверят снимать, но на «Мосфильме» идею обрили: тема полезная и вполне актуальная, к тому же новая «Экспериментальная мастерская комедийного фильма» как раз собралась выпустить альманах «Совершенно серьезно». Одной из трех вошедших в него миниатюр стала «Пес Барбос и необычный кросс».

Рождение знаменитой троицы

В фельетоне браконьерами были «два Николы и Гаврила», а Гайдай придумал героям говорящие клички: Бывалый, Трус и Балбес.

Режиссер сразу решил: Труса сыграет Георгий Вицин – он уже работал с ним в «Женихе с того света». На роль Бывалого хотели пробовать Михаила Жарова и Ивана Любезнова, однако директор «Мосфильма» Иван Пырьев предложил малоизвестного Евгения Моргунова, и Гайдай согласился. Оставалось найти Балбеса.

Леонид ГайдайСначала подумали о Сергее Филиппове, но тот разрывался между съемками в других картинах. Следующей кандидатурой стал Борис Новиков. Возможно, из артиста, знакомого нам по роли Тараса «Купи-продай» («Тени исчезают в полдень»), мог получиться неплохой Балбес, но… Георгий Вицин посоветовал обратить внимание на клоуна из цирка на Цветном бульваре, присовокупив к своей рекомендации, что тот «похож на глисту». Увидев Юрия Никулина, режиссер обрадовался: «Ну, Балбеса искать не надо!»

Выбрав именно этих актеров, Гайдай, что называется, попал в яблочко. Три совершенно разных типажа: Моргунов со своей авторитетной фигурой, Вицин с неуверенным выражением лица и дурашливый Никулин. Их даже не гримировали, только последнему приклеили длинные ресницы. «А вы хлопайте глазами, - настаивал режиссер. – От этого лицо будет выглядеть ещё глупее».

«Идейный» пес

пёс Брех в самогонщикахБарбосом стал пес по кличке Брех, уже не новичок в кино. Он участвовал почти во всех сценах, и в большинстве случаев отлично справлялся. Хотя, случалось, тормозил съемки. Так было с эпизодом, в котором Барбос с динамитом в зубах гонится за троицей и должен оказаться в кадре вместе с ними. Вицин, Никулин и Моргунов побежали, пса выпустили следом, но на полпути тот уронил «динамит». Актеров остановили. В следующем дубле собака замерла в кадре и обернулась на дрессировщика; потом подняла лапу у пенька; потом убежала в лес… А актеры всё бегали и бегали. В последнем дубле Брех вцепился в ногу Моргунову. В этот день эпизод так и не сняли, а Моргунов, задыхаясь, пригрозил: «К концу картины я этого пса втихую придушу».

Пес с первого взгляда невзлюбил исполнителя роли Бывалого, и тот отвечал взаимностью. Евгений Моргунов дразнил собаку, она в ответ скалилась, норовила укусить. Артист вообще обладал сложным характером, шутки его порой бывали злыми, и ни с  режиссером, ни с коллегами отношения у него не сложились. Это только в кино троица была неразлучной, а в жизни актеры не дружили – слишком разные натуры.

Максимум эксцентрики!

Съемки в подмосковных Снегирях длились около месяца. Трюки Гайдай тщательно продумывал заранее и в обязательном порядке подключал к этому актеров. Он хотел, чтобы каждая секунда фильма была максимально наполнена юмором, эксцентрикой. Всего сняли материала на 30 минут. Из них 20 пошли в корзину при монтаже, однако задумки не пропали – режиссер использовал их в дальнейшем.

Короткометражка «Пес Барбос и необычный кросс», вышедшая в 1961 году, имела оглушительный успех. И это при тот, что герои не произнесли на экране ни слова! Гайдай пошел по пути кумиров своего детства, «великих немых»: Чарли Чаплина, Бастера Китона и Гарольда Ллойда – и не прогадал. Зрители были в восторге! «Пса Барбоса» закупили более 100 стран, лента получила почетный диплом фестиваля в Сан-Франциско, а Леонида Гайдая признали мастером эксцентрической комедии.

На волне успеха

После такого успеха Леонид Гайдай решил снять вторую ленту с полюбившейся зрителям троицей – идею подбросил Никулин, у которого в цирке была интермедия про самогонщиков. Опять комедийный сюжет работал в воспитательных целях: самогонщики наказаны, а справиться со злом помогает пес Барбос, утащивший главную деталь самогонного аппарата.

Однако строптивый Евгений Моргунов отказался сниматься в «Самогонщиках». Понимая, что троицу разрушать нельзя, Гайдай отправился жаловаться Пырьеву. Тот успокоил: «Моргунова я беру на себя».

Пса в новой комедии снова должен был играть Брех. Едва четвероногий актер увидел Моргунова, тут же начал рычать и лаять. «Вот гад, всё помнит!» - со злостью пробормотал артист.

Два барбоса

На этот раз Брех не сумел справиться с ролью: тяжелый змеевик выпадал из его пасти; бегая, пес поджимал лапы – позже выяснилось, что он поранил их о тонкий мартовский лед. Ситуацию спас один из работников съемочной группы: он предложил снимать своего пса Рекса, который «сильнее, ничего не боится и хорошо дрессирован».

Дальше съемки шли без помех, если не считать случая со снежным шаром. Чтобы шар с Балбесом внутри рассыпался красиво, привлекли пиротехника – а тот переборщил с зарядом. Никулин едва не потерял сознание.

В «Самогонщиках» зрители наконец, услышали голоса актеров, правда, только поющих: «Без каких-нибудь особенных затрат…» Юрий Владимирович рассказывал, что им не нравились песня на стихи Владимира Лившица, и они сочинили свою: «Не футболисты мы, не велогонщики, и не артисты мы, а самогонщики! Эх, пить будем, и гнать будем, а нагоним литров сто – продавать будем…» Однако этот вариант худсовет отклонил, объяснив: чем лучше песня, тем больше её будут петь – а песня про самогон не должна стать народной.

Никита БогословскийНикита Богословский писал музыкальное сопровождение к уже смонтированным лентам. Это была сложнейшая работа: композитору приходилось по секундам вычислять длительность каждой музыкальной фразы, угадывать настроение – ведь для немого фильма важно всё: темп, отдельные звуки, их тембр. Пара нот в миноре – и вот вам иллюстрация «градуса», до которого допились изготовители зелья! Бесспорно, Богословского можно назвать полноправным соавтором «Пса Барбоса» и «Самогонщиков».

Успех короткометражек превзошел все ожидания, их даже стали тиражировать на узкой пленке для домашних кинопроекторов. Отсутствие звука народ не смущало музыкальное сопровождение записывали на магнитофон с телевизора.

Даже когда после «Кавказской пленницы» трио Бывалый – Трус – Балбес распалось, их образы продолжили жить в масках и куклах – их так много, что в Москве в 1979 году был открыт «Музей трех актеров», посвященный легендарной троице.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.

© 2018 Великие актеры своего времени
Отправить сообщение
Уважаемый посетитель сайта! Так как проект ещё совсем молодой, то многих актеров или фильмов еще нет. Если Вы не нашли своего любимого актера, отправьте нам сообщение. Будем также признательны в любом сотрудничестве и предложениях в работе сайта.
1000 максимум символов